Лазурные впечатления. Шторм

СИГАРТАЙМ публикует одну из глав Записок Капитана «Первой Табачной регаты Cигартайм», состоявшейся в сентябре этого года на Лазурном Берегу Франции.
www 30 Авг 2011

Впереди нас ждал Сен-Тропе. Вот только на штурманском столе лежит прогноз погоды с предупреждением о шторме 8 баллов.

 

alt

 

Менять маршрут возможности нет, так что нужно поторапливаться, тем более, что из Сен-Тропе предупредили, что могут закрыть марину в связи с ураганным ветром. Команда в недоумении – капитан и старпом тревожно переговариваются, обсуждают предстоящий шторм, а ветер еле-еле, и даже приходится включать двигатель в помощь парусам.

 

alt

 

Постепенно ветер усиливается, матросы учатся ставить грот и стаксель, выбирать и крепить шкоты, вязать узлы и чувствовать себя настоящими моряками. За 10 миль до Сен-Тропе учёбу потесняет суровая морская практика –ветер 35 узлов, окатывающие через нос волны, рвущийся из рук руль, скрип снастей и гул вант – сидя на откренке в спасжилетах все и думать забыли о купании и загаре. Это был Мистраль, традиционный ветер этой части Средиземноморья. Он начинается лёгкими барашками на море, за час раздувает до 30-40 узлов и может бушевать два-три дня. Пора подумать о надёжном убежище!

 

alt

 

Особенность организации яхтенного путешествия во Франции в том, что это приходится делать с французами. Это не банальность, а административный ад: они игнорируют электронные письма, не любят общаться по телефону, изо всех сил стараются не говорить на английском…

Позвонив в порт узнать, есть ли места, вы получите отрицательный ответ и совет идти в другую марину. И так от Марселя до Ниццы. И только поговорив с ними подольше, посетовав, мол, а куда же мы пойдём в такой шторм, подробно расспросив, а как у них погода, сколько лодок не вышло утром и почему, заверив, что весь маршрут был придуман, чтобы прийти в их город и т.п., Вам пообещают «попробовать что-то сделать». За такими разговорами недолго пропустить самое интересное, что происходит за пределами кают-компании.

Невозможно описать шторм – слова бессильны передать все ощущения, а на плёнке и снимках море кажется плоским и серым. Шторм можно прочувствовать и пережить и нет способа лучше понять, любишь ли ты море. Он проверяет тех, кто решился пуститься в опасное путешествие, и лишь ощутив силу и красоту разбушевавшегося моря, почувствовав созвучие со стихией, благополучно завершишь плавание и с удовольствием сохранишь в памяти эти невероятные моменты. Конечно, современные круизные яхты это не корабли древности, а побережье Франции – не открытый океан, но тот, кто прошёл восьми-девятибальный шторм, подтвердит, что острых ощущений здесь хватает и признается, что любит крепкий ветер несравнимо больше лёгкого бриза.
Ну море – ладно, а вот как описать швартовку на ветру под 40 узлов?

Подробности для яхтсменов: яхта круизная, потрёпанная, 42 фута, без подрульки; экипаж, кроме опытного старпома, первый раз в море; сотрудники марины только показывают место а потом наблюдают в сторонке; неработающий ветроуказатель, неточный глубиномер, пару раз пытавшийся заглохнуть мотор; место швартовки – кормой к пирсу между двумя лодками и боковой навальный ветер. Уф!..

 

alt

 

Поцарапанный борт, погнутая леерная стойка, 5 минут безуспешных попыток отцепить якорь соседней лодки от наших вант, летающий на спиннакер-фале динги, снесённый с палубы порывом, а после – невероятное облегчение в глазах старпома (спасибо, Настя!) и капитана, ну и масса впечатлений на всю поездку у команды.

Закрепив последний швартов, бросились сообщать товарищам по рации об особенностях швартовки и встречать их на пирсе. Приняв последнюю яхту, вздыхали с облегчением, захватив кто коньяк, кто сигары, кто вкуснюшек – на яхтах запросто ходят в гости – шли делиться впечатлениями и соображениями. Впереди был нелёгкий вечер.

 

alt

 

Марина защищала от волн, но не от ветра, который в эту ночь доходил на порывах до 60 узлов. Спокойной ночи, расходясь, желали друг с улыбкой, понимая, что поспать в эту ночь не удастся. Вместо сновидений придётся дежурить, слушать вой ветра в вантах, проверять, не послабли ли швартовы, держит ли муринг, работают ли кранцы, защищая борта.

 

 

 

И всё же – Сен-Тропе!

 

Александра Пукало
CIGARTIME©

 

Подробный маршрут и описание табачной регаты «Куба. Морской сигарный путь» будет опубликован на  CIGARTIME в течение следующей недели.